Сравнительный тест-драйв Renault Duster Laureate, Mitsubishi Pajero Sport, Infiniti FX 30d

Renault

Тест-драйв дизельных внедорожников совпал с пиком снегопадов и температурами ниже минус десяти градусов. Ситуацию усугубляла тотальная гололедица.

Специфические погодные условия и задачи теста заставили "Эксперт" разработать особую программу испытаний. Каждое из протестированных авто управлялось тремя виртуальными водителями: драйвером-неофитом, осторожным семьянином и бесшабашным джипером с большим опытом вождения внедорожников. В тестовую программу был введен особый пункт: проверка особенностей запуска двигателя после 36-часового простоя на улице при температуре -15 ОС.

Большое внимание уделялось "зимней" эргономике.

Renault Duster: не очень дешево, но сердито

Создатели этой модели следовали совету гениального художника и скульптора эпохи Возрождения Микеланджело Буонаротти. Они поставили на станок виртуальную заготовку и отсекли все лишнее. Здесь нет радаров, кожи, космических приборов и панорамной крыши. Есть только кузов, мотор и трансмиссия, которые позволяют проходить серьезное бездорожье.

А еще есть салон, удивляющий нетрадиционными решениями.

В декоре использованы добротная обивочная ткань без претензий и жесткий пластик. Рулевое колесо - сама простота. Даже кнопка клаксона вынесена на торец переключателя режима работы фар.

Решение, кстати, спорное: в экстренных ситуациях рука инстинктивно бьет по центру штурвала, а звука-то нет!

При этом джойстик управления боковыми зеркалами расположен... на трансмиссионном тоннеле. "Таблетка" выбора режимов работы трансмиссии установлена в самом низу центральной консоли, и для их переключения нужно тянуться вперед и вниз на натянутом ремне безопасности. Да и кнопки управления стеклоподъемниками на центральной консоли тоже из разряда дизайнерских ноу-хау.

Сиденья выполнены в соответствии с планом тотальной экономии - к ним нужно привыкнуть. Зато в салоне много свободного места.

Галерка просторна, позволяет ездить с вытянутыми ногами и обладает своей "заманушкой": там, где у дорогих моделей расположен контроллер третьей климатической зоны, на Duster смонтирован пьедестальчик с кнопками управления задними стеклоподъемниками. Задним пассажирам к ним нужно тянуться. А вот водителю, не освоившему четыре медитативных асаны из "Хатха- йога Прадипика", до этих рычажков не добраться.

На городских улицах Renault Duster зарекомендовал себя как семейный автомобиль: скромная разгонная динамика, хорошая управляемость, адекватные тормоза и неожиданно комфортная подвеска. Она хорошо отрабатывает горбы и ямы. Кроме того, подвеска уверенно держит Duster на виражах, но, как и на любом SUV, проходить их лучше без фанатизма.

На обледенелой дороге Duster получил высшую оценку. Во-первых, из-за минимальной автоматизации он обладает феноменальной обратной связью, благодаря чему выход на критичные режимы движения ощущается загодя. Во- вторых, Duster имеет наименьшую массу из всех участников теста и, как следствие, малый момент инерции.

Последнее важно при торможении и маневрировании на обледенелой дороге. Наконец, динамика дизеля наряду с ручной коробкой переключения передач позволяет трогаться с места на третьей передаче. Это гарантирует отсутствие пробуксовки на льду даже в моноприводном режиме.

Полезен в опасных условиях эксплуатации и жесткий руль, не позволяющий задавать излишне большой угол поворота. Перечисленные особенности позволили "Дастеру" легко справиться с въездом без разгона на неравномерно обледеневшую горку, переходящую в 70-градусный вираж.

На бездорожье Duster показал себя полупрофессиональным внедорожником. Его вездеходные способности ограничиваются геометрической проходимостью и отсутствием лебедки. Особо подчеркнем, что протестированный SUV был "обут" в дорожную зимнюю резину - на оффроудерских колесах проходимость была бы выше.

Главной проблемой при зимней эксплуатации и езде по бездорожью стала педаль сцепления. Она имеет по-грузовому длинный ход и высокую резистивность. Поэтому там, где приходится подрабатывать сцеплением и часто менять передачи, на втором часу езды левая нога доходит до предсудорожного состояния.

Вторая проблема - недостаточная производительность печки. Из-за этого для создания в автомобиле комфортных условий после 36-часового простоя требуется 15-25 минут. При этом первые 600 секунд стекла интенсивно потеют.

Третья проблема анекдотична. Геометрия лобового стекла такова, что скребок не очищает его всей рабочей поверхностью.

Renault Duster может быть рекомендован в качестве единственного семейного авто для жителей пригородов или горожан, привыкших отдыхать на природе. Для обеспеченной семьи Duster идеален как изредка используемый летом внедорожник и ежедневный зимний автомобиль. Наконец, он прощает ошибки управления, а потому является отличным кандидатом на роль первого внедорожника для начинающего джипера.

Отметим и весьма умеренный аппетит силового агрегата - 8,5 л/100 км в крайне сложных условиях теста.

Mitsubishi Pajero Sport: без права на ошибку

Сравнительный тест-драйв Renault Duster Laureate, Mitsubishi Pajero Sport, Infiniti FX 30d

Японский SUV уникален по многим показателям. Во-первых, это профессиональный внедорожник со спортивным характером на асфальте. Во- вторых, его автоматическая коробка переключения передач обладает невероятно быстрыми как для SUV реакциями. Но именно это неоценимое для спорткара достоинство зимой становится источником проблем: на скользкой дороге Pajero Sport не прощает ошибок!

Это тяжелое авто с высоким дорожным просветом предназначено для очень опытных водителей.

По умолчанию Pajero Sport - заднеприводный SUV. Даже в режиме принудительного полного привода этот внедорожник ведет себя, как заднеприводное авто. Но при этом актуализация передней ведущей оси не позволяет использовать навыки вождения машины с задним приводом.

Уже на низах дизель Mitsubishi продуцирует большой крутящий момент, поэтому даже мягкое прикосновение к педали газа может спровоцировать занос на гололедице. Ситуация усугубляется тем, что спортивный по сути универсал имеет большую снаряженную массу при высоком центре тяжести. Поэтому Pajero обладает большой инерцией.

Ярче всего эта особенность проявляется при спуске с обледенелой горки: в какой-то момент водитель ощущает, что SUV превращается в сани, норовящие скатиться с горки сами по себе.

Инженеры оснастили свое детище эффективной контраварийной автоматикой, которая в большинстве случаев способна самостоятельно подровнять автомобиль. Но при одном условии: если водитель не впадет в истерию и не попытается стабилизировать внедорожник сбросом газа и вращением руля. Иначе автоматика начнет компенсировать "ошибки" водителя, который, в свою очередь, постарается исправить "ошибки" автоматики.

Время реакции автоматики приблизительно равно скорости реакции водителя - 0,2-0,4 секунды.

Сравнительный тест-драйв Renault Duster Laureate, Mitsubishi Pajero Sport, Infiniti FX 30d

В принципе опыт езды на Pajero показывает, что для этого автомобиля характерен предсказуемый выход на потерю управляемости. Автомобиль очень жестко дает понять: "Сейчас меня понесет!" После этого у водителя остается пара секунд на то, чтобы принять верное решение. Как показал наш опыт, в первую очередь нужно гасить инерцию и только потом маневрировать.

Как продемонстрировали многократные эксперименты "Эксперта", наиболее безопасный режим движения по рельефной гололедице заключается в переходе на ручной выбор передач и минимальном использовании тормозов. Даже на самом скользком покрытии в мануальном режиме Pajero Sport замедляется дизелем мягко и без заносов.

Стартовать с места на льду тоже лучше в ручном режиме. Программа управления двигателем позволяет завышать передачу на одну ступень и трогаться с места со второй передачи. Этот прием помогает держать в узде агрессивный спортивный дизель, не давая ему прокрутить колеса.

Впрочем, не стоит полагать, что этот автомобиль будет бить рекорды скорости. Уже на 150 км/ч автомобиль прилично водит из стороны в сторону, да и АКПП-5 недостаточно сбрасывает обороты двигателя. До 100 км/ч машина действительно, как и указано в техкнижке, разгоняется за 12 с небольшим секунды, в ручном режиме удалось это сделать на асфальте с поземкой за 9,5 секунды.

На тяжелом бездорожье Pajero Sport оказался безусловным лидером теста. Тяговитый мотор и профессиональная раздаточная коробка позволяют японскому внедорожнику проехать там, где застрянет "Беларусь". Так, по заснеженному зимнему лесу автомобиль спокойно мчал, урча дизельком, лишь изредка цепляя защитой картера свежий наст, когда колея становилась уж очень глубокой.

При этом блокировку муфты и "понижайку" даже не пришлось включать. Впрочем, на серьезном тесте в Алешковских песках машина показала и свои минусы - способность закопаться в песок в считанные мгновения у нее поразительная.

Каждый раз после морозной ночи на открытой стоянке Pajero заводился с трудом. В самый сильный мороз - просадив при запуске бортовую электросеть. По мнению "Эксперта", эта странность обусловлена ошибкой в программе самотестирования: свечи накаливания выключаются сразу по ее окончании и не успевают "расплавить" загустевшее дизтопливо.

Климат-контроль прогревает салон достаточно быстро (7-12 минут после 36- часового простоя на морозе), но имеет странность: нижняя температура, которую удерживает климатическая система, составляет 20 ОС - в зимней куртке жарко! А если выбрать более низкую температуру, сауна превращается в холодильник. Еще один минус - отсутствие зоны подогрева щеток на лобовом стекле (сложилось такое впечатление, словно у нас на тесте побывала модель с комплектацией для арабских стран).

Слишком долго на автомобиле ехать не хочется, все же в сиденьях этого внедорожника изрядно устаешь. К тому же режим круиз-контроля Pajero держит неровно, компьютер постоянно предлагает двигателю подгазовывать, чтобы удержать заданную водителем скорость. Непривычное ощущение, несвойственное другим авто Mitsubishi.

Тест показал очень высокий расход топлива в городских условиях. При скорости движения до 50 км/ч (плотный снежный трафик) и принудительном полном приводе без включения понижающей передачи в городском цикле средний расход топлива составил 16 л/100 км. Впрочем, на чистой от снега трассе расход тут же падал до 9-10 литров.

Mitsubishi Pajero Sport - модель нишевая. Она предназначена для очень опытных водителей, мечтающих об адреналине и добротном вместительном авто с проходимостью внедорожника-профи. В плане комфорта, стиля салона и комплектации многие внедорожники-конкуренты выглядят посильнее.

Infiniti FX 30d: слишком хорош для грязи

Эта модель представляет в нашем тесте премиальный класс, который, в отличие от работяг, не призван месить своими покрышками грязь или вдыхать пыль полей. Его стихия - светские рауты. Впрочем, вполне подойдет, если они проходят в глубинке среди первозданной природы.

Салон Infiniti роскошен. И это понятно - автомобиль втрое дороже, чем Duster, и в полтора раза по сравнению с Pajero. Кремовая кожа и ковролин того же цвета, вставки из полированного палисандра, премиальная аудио- и видеосистема с навигатором и масса премиальных опций сразу дают понять, что вы находитесь в салоне кроссовера экстра-класса.

За изысканность декора, комфортабельность и продуманность внутреннего пространства FX заслуживает наивысшей оценки. Но с двумя оговорками. Во-первых, у очень крупных персон, одетых в зимнюю одежду, возникают проблемы с пристегиванием водительского ремня безопасности.

Во-вторых, тем же крупным персонам будет чуточку тесновато сзади: при сдвинутых назад передних сиденьях на галерке наблюдается дефицит пространства для колен.

Внешний вид кроссовера впечатляет. В нем спортивная аэродинамика органично переплелась с элементами ретро. Особо отметим, что несмотря на обтекаемые формы, FX не выглядит "обмылком" - он обладает собственным стилем и ни на кого не похож.

Это как раз тот случай, когда модель можно узнать без шильдика.

Mitsubishi

Внедорожные возможности FX скромны. Модель оснащена автоматически подключаемым полным приводом (фирменное обозначение ATESSA ET-S), который не предусматривает возможности ручного выбора режима работы.

По умолчанию FX является переднеприводным кроссовером, у которого с помощью электромагнитной муфты крутящий момент постоянно распределяется между передними (100-50%) и задними (50-0%) колесами. В ансамбле с контраварийными системами ATESSA прекрасно держит автомобиль на любом дорожном покрытии и не дает ему сорваться даже при откровенных провокациях со стороны водителя.

На гололедице FX стартует, едет и маневрирует почти идеально. Даже в самом опасном режиме движения - между выпуклостями обледенелой колеи - кроссовер не рыщет по курсу. Но его автоматика пасует в глубоком снегу, лежащем на ледяном фундаменте.

Трансмиссия FX настроена так, что непосвященному водителю кажется, будто он управляет заднеприводным спорткаром. Особенно ярко этот эффект проявляется при выходе из крутых виражей на асфальте - как ни странно, на гололедице и в снегу "заднеприводный эффект" заметен меньше. При одном условии: если вы не передавите педаль газа, имеющую оригинальные настройки. Первую половину хода она плавно увеличивает подачу топлива, а во втором секторе, переход в который сопровождает легкий щелчок, акселератор превращает FX в спорткар.

Непреднамеренный переход во второй сектор провоцирует глубокий занос кормы, выйти из которого достаточно просто. Но именно благодаря таким настройкам FX идеально прописывает немыслимые повороты и зигзаги.

Кстати, при передвижении по гололедице не вздумайте переводить коробку в спортивный режим. В отличие от Pajero Sport, где ручной режим выбора передач позволяет пускать мотор в натяг, с Infiniti этот фокус не пройдет.

Рискнем предположить, что FX разрабатывался как спорткар повышенной комфортабельности с просторным SUV-салоном. Несмотря на бешеный крутящий момент, 550 Нм FX прощает грубые ошибки вождения. Точнее, умело корректирует их.

И делает это с юмором: пассажирам кажется, что водитель ведет авто на грани потери управляемости, но кроссовер в это время идет, как трамвай по рельсам.

Зимняя проблема у FX одна - климат-контроль долго выходит на комфортный температурный режим. При температуре -8 ОС это время оказалось таким же, как у Pajero Sport при -15 ОС. Ну и, конечно, клиренс в 18,5 см (официальную цифру производитель не приводит) для внедорожника - маловато.

Кстати, у этого авто нет штатной запаски, а производитель предлагает возить с собой герметик. А на месте пятого колеса расположился сабвуфер.

Infiniti FX 30d имеет широкую целевую аудиторию. Этот автомобиль одинаково хорош для мужчин и женщин. Хорош он и для начинающих автомобилистов.

FX экономичен и в тяжелом тестовом цикле показал средний расход топлива 12,5 л/100 км. Говорить о том, что он признан самым роскошным автомобилем теста, смысла не имеет.

Послесловие

Общей проблемой для всех дизельных SUV стало большое время разогрева климатических систем. Кроме того, в сильные морозы (ниже -25 ОС) есть высокая вероятность не завести дизель - в лучшем случае продаваемая на украинских АЗС солярка имеет температуру загустения -32 ОС. Этот параметр не стоит путать с рабочей температурой топлива, которая как минимум на пять градусов выше.

А совет доливать зимой в бак небольшое количество бензина А80 или керосина для моторов, использующих технологию Common Rail, чреват большими проблемами.

Но есть и благая весть. Дизель хорош в экстремальных ситуациях. Например, при вынужденном простое в многокилометровых морозных пробках, спровоцированных обильными снегопадами.

Он не боится подолгу работать вхолостую, что при полном баке гарантирует поддержание комфортной температуры в салоне занесенного снегом автомобиля.

Похожие статьи

Поделиться: