Тест-драйв Rolls-Royce Wraith: Призрачно все

Крены в поворотах, хруст АБС и скрежет ПБС, акустический дискомфорт от рева 624-сильного V12? Нет, нет слышали. Спорткар в понимании Rolls-Royce — джентльменский Gran Turismo.

То есть сначала Rolls-Royce со всеми его фамильными ценностями и спиритическим именем и только потом — автомобиль для водителя.

Rolls-Royce

Август 2003 года, полным ходом идет сбор материалов к статье о спортивных триумфах Rolls-Royce. Вопрос о фотографиях натыкается на стену непонимания со стороны нашего импортера. Победы в ралли? Мировые рекорды скорости?

Нет, не слышали... Не намного больше дал и официальный запрос в PR-службу RR, хотя были подробно перечислены все требующие иллюстрирования события и гонки: "Rolls-Royce никогда не принимал участия ни в рейде Париж—Дакар, ни в марафоне Лондон—Мехико"... Хотя уже тогда были плохонькие фотографии, но все же подтверждения их присутствия в самых изматывающих рейдах: вот двухдверный "ройс" со стартовыми номерами 189 в окружении берберов в Мали, вот — на нудистском пляже в Марокко. Все, что прислали тогда британцы,— квартет фотографий 90-летней давности, иллюстрирующих победу мистера Джеймса Радли на турере 40/50 в Osterreichischen Alpenfahrt 1913 года. И несколько избирательное отношение марки к собственной истории.

Могли ли мы тогда мечтать, что не просто прохватим по местам боевой славы в отрогах австрийских Альп, а сделаем это именно на Rolls-Royce? Тем не менее 10 лет спустя мы стоим в самом сердце старой Вены, в холле дворца-отеля Palais Coburg. Перед нами живее всех живых тот самый серебристо-голубой 40/50, купленный Радли за 1 тыс. 140 фунтов, чей эстимейт ныне зашкаливает за $25 млн.

Именно после той победы британцы получили право писать в своих рекламных макетах слоган "The Best Car in the World".

Старые деньги

Маршрут, сто лет назад связывавший семь городов Австро-Венгерской империи, теперь проходит по территории сразу четырех стран. Нам очень хотелось найти живых свидетелей той гонки — ведь Штирия славится своими долгожителями, для которых 100 лет — не повод сидеть дома. Увы, все встретившиеся на пути старички в шапочках с орлиными перьями похоже не помнили даже своего возраста.

Да и провожали кавалькаду из четырех десятков 40/50 (чей средний возраст, кстати — 95-100 лет) настолько обыденными взглядами...

Порталами в то славное прошлое, когда "роллсы" были рысаками (именно так называлась та статья 10-летней давности), стали сами владельцы "серебряных призраков". Которые не только были наряжены сообразно началу ХХ века, но и прекрасно знали историю и 40/50, и ее побед. Плюс отличались редкой коммуникативностью. Есть так у нас и не прижившаяся идиома "старые деньги" — это когда богатство у тебя настолько давно, что тебе даже в голову не приходит им кичиться.

За обедом в придорожной харчевне эти мультимиллионеры запросто уплетали луковую похлебку, а через пару часов пили брют в Grand Hotel Toplice в обществе Их Королевских Высочеств — графини и графа Эссекских. А утром, остановив свои пепелацы у крестьянской избы, просили у хозяина картошки, чтобы на его изумленных глазах натереть разрезанным клубнем стекла своих очков-консервов. Оказывается, так в те времена боролись с запотеванием стекол в туман.

Помогает ненадолго, поэтому есть шанс, что нынешнее ралли в Штирии запомнят минимум лет на пятьдесят.

Вперед в прошлое

Именно они во время многочисленных остановок рассказали, что мистическими именами современные "ройсы" обязаны самому первому из линейки 40/50. Мол, публика была настолько впечатлена бесшумностью его работы и удивительным искрящимся цветом (в краску подмешивали измельченную рыбью чешую), что назвала ту модель Silver Ghost. А все остальные 40/50 стали серебряно-призрачными оптом и задним числом. Кстати, всего за 1906-1925 годы было построено 6173 экземпляра этой модели, 70% которых до сих пор на ходу. Подтверждением чему — их регулярное участие в конкурсах красоты, ретроралли и вот таких пробегах.

Секретом долголетия стала не только конструкция с по-авиационному трехкратным запасом прочности, но и щадящие условия эксплуатации. Ведь даже гонки в первой трети прошлого столетия были скорее развлечением аристократов. На кадрах хроники Osterreichischen Alpenfahrt 1913 года, послужившей фоном во время презентации Wraith, то и дело мелькает экипаж Радли, в котором штурман-балагур сидит вполоборота к хохочущим на заднем диване дамам в широкополых шляпах.

Сателлитные системы

Увы, хроника беззвучна, и нам трудно представить, насколько тихо работали "ройсовские" двигатели на фоне конкурентов. Впрочем, современные RR сполна оправдывают все мистические имена ("призрак", "видение", "привидение", "дух"), которые им дали автостроители.

Тест-драйв Rolls-Royce Wraith: Призрачно все

Под капотом Wraith — самый мощный в истории марки двигатель: 6,6-литровый V12, с которого посредством двойного турбонаддува снято 624 л. с. и 800 Нм. Но внутри настолько тихо, что даже на скорости в 200 км/ч не разобрать, какой из шумов доминирует за окнами: то ли вой ветра, то ли шум мотора, то ли шорох покрышек. И дело не только в образцовой звукоизоляции, в плане которой RR вот уже полвека впереди планеты всей, но и в новейших технологиях.

В частности, в системе Satellite Aided Transmission, заметно снижающей нагрузки на двигатель, и, соответственно, делающей его работу размереннее и тише. Австрийские Альпы стали отличным полигоном для демонстрации всех преимуществ этого ноу-хау. Используя данные спутниковой навигации и электронных топографических карт, управляющая электроника SAT заранее выбирает оптимальную передачу для сложных участков. Ведь чаще всего водитель не знает, какой крутизны подъем ждет его за закрытым поворотом или какой градации будет съезд с автобана.

А Satellite Aided Transmission тут как тут: заботливо понизит передачу и начнет разгон еще до того, как водитель успеет озадачиться.

Конечно, сказать, что на горных серпантинах самое большое в мире купе оказалось в своей стихии — значит, погрешить против истины. Оно управляется с той же вальяжностью, что и другие яхты с вензелем RR. Хотя о моментах переключения автоматической КП можно догадываться только по стрелке тахометра, именно здесь ощущаешь, насколько Wraith габаритен и тяжел. Да, ради уменьшения кренов и улучшения управляемости инженеры перенастроили пневмоподвеску.

Да, перекалиброванное рулевое управление сделало вождение фастбэка более азартным, чем, скажем, Phantom Coupe (см. "Ъ-Авто" от 21 июня 2012 года). Да, 624 л. с. и 800 Нм — это очень много, но и с такими выдающимися показателями Wraith остается истинным Rolls-Royce, то есть не терпящим суеты и резкости. В первую очередь это большой и комфортабельный автомобиль и только потом - динамичный. Даже при разгоне "в пол" вас не вдавливает в кресло, антипробуксовочная электроника не кряхтит, как папа Карло, а в глазах не темнеет от перегрузок.

И "самый мощный RR в истории" все равно остается прямым наследником тех "ройсов", о технических характеристиках которых производитель высокопарно вещал — "мощность двигателя достаточная".

Мультимедийное лицо

Само собой, современные технологии и потребительские стандарты постепенно отвоевывают себе место даже в таком оплоте классицизма, как Rolls-Royce. Другое дело, что "повышают градус" британцы весьма осмотрительно, чтобы не спугнуть флер исключительности и аристократизма, витающий над брендом с первых дней его существования. Так, в самом сердце приборной панели, отделанной вишневым шпоном и больше напоминающей крышку рояля, притаился сенсорный монитор мультимедийной системы Spirit of Ecstasy Rotary Controller, обученной распознавать язык жестов и рукописный текст. На этом фоне продвинутый электромеханический стояночный тормоз, позволяющий не держать ногу на тормозе на светофоре, выглядит само собой разумеющимся. Как и голосовое управление навигационной системой и "бортовым камердинером" — так в RR именуют мультимедиасистему.

Но наиболее серьезный прорыв, отлично иллюстрирующий смену ориентации с пассажирской на водительскую — это руль под охват сверху, по классической гоночной схеме "без десяти два". И с соответствующим образом перекомпонованными клавишами и крутилками на сердцевине баранки. В то время как у всех остальных ройсов баранка рассчитана под шоферский охват снизу, что куда удобнее при управлении столь габаритными моделями.

Из других недостатков — обзор. Да, это качество — не самая сильная сторона купе. Но если бы проблемы были только с задним обзором. Дело в том, что в угоду стилю дизайнеры сделали лобовое стекло как никогда узким, а внутреннее зеркало закрепили весьма низко. В итоге при спуске с гор оно перекрывает большую часть картинки справа.

Да, призраки не отражаются в зеркалах. И все же...

По возвращении домой автора сих строк ждал бережно сохранившийся каталог "ройсов", высланный в 1913 году императору Николаю II и подаренный лет десять назад "АВТ Баварии" одним благодарным Москваским клиентом. Разумеется, в каталоге с чисто английским педантизмом перечисляются все награды, завоеванные маркой на тот момент.

Похожие статьи

Поделиться: